Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
На главную

Профессионально-личностный рост педагога как одно из условий обеспечения качества образования

 Основной задачей в системе общего образования на сегодня продолжает оставаться внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов. Обязательное требование нового стандарта – образовательная программа школы должна содержать программы  духовно-нравственного развития, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, коррекционной работы.

Воспитательная работа в Аксайском районе ведется в   рамках регионального проекта «Воспитан-на-Дону», основными задачами которого являются:  формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Для решения поставленных задач в течение года были проведены   семинары классных руководителей и заместителей по воспитательной работе, в которых  приняли участие более 80 человек.  Обсуждались проблемы  воспитания во внеурочной деятельности  и  организация эффективного взаимодействия классных руководителей и социальных педагогов.

Проведены муниципальные конкурсы: «Самый классный классный» в рамках «Учитель года» (победителем стала Матвиенко Марина Николаевна, учитель музыки  МБОУ Ленинской СОШ); фестиваль видеороликов дошкольных образовательных организаций; муниципальный этап областного конкурса по ПДД для работников дошкольных организаций; муниципальный конкурс «Музыкальная капель» для ДОУ; конкурс проектов, направленных на профилактику незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании на территории Аксайского района. (победитель - Довгаль Татьяна Васильевна, психолог МБОУ Лицей №1). Педагоги района участвовали в областном этапе  Всероссийского   конкурса  «За нравственный подвиг учителя» (Цай Юрий Алексеевич, тренер-преподаватель акробатического рок-н-ролла МБОУ ДО АР «ДЮСШ №1»).

 Для дальнейшего успешного участия в региональном  Проекте «Воспитан-на-Дону» Управление образования планирует создать муниципальную программу по реализации стратегии развития воспитания до 2025 года.

Данная задача может быть решена только совместно с учреждениями дополнительного образования. В наступающем учебном году необходимо совершенствовать систему сетевого  взаимодействия между учреждениями и продолжить работу по укреплению материально-технического  оснащения учреждений допобразования. Крайне важно также организовать работу по созданию программ нового поколения для привлечения к занятиям большего количества учащихся (научно-техническое и информационное направления).

С целью реализации задачи занятости детей во внеурочное время в муниципальном образовании функционирует пять организаций дополнительного образования детей с общим охватом  7334 человека, занимающихся по 18-ти направлениям и  17-ти видам спорта. Численность учащихся в кружках и секциях на базе общеобразовательных организаций составляет – 5833 человека. Численность учащихся в объединениях муниципальных учреждений дополнительного образования, подведомственных отделам культуры – 4867 человек.

19_%283%29

Фестиваль профессий
«Я выбираю будущее»

Учреждения дополнительного образования постоянно стремятся к расширению сферы услуг дополнительного образования, так в 1 квартале 2017 года на базе ЦТДМ открыты 5 новых детских объединений: «Рукотворные фантазии», «Путешествие в СТАРгород»,  «Мастерская реквизита и бутафории», «Мастерская чудесных самоделок» и «Радиогазета».

Центр профориентации ежегодно проводит социально-значимые мероприятия: олимпиада «Я выбираю будущее», Ярмарка вакансий учебных мест, Волонтерское движение «Готов к Добру», Правовая школа «Юридический марафон», Районная научно-практическая конференция «Мир и мы».   

По итогам конкурсного отбора в рамках V Всероссийского образовательного форума «Школа будущего» независимым общественным советом, Оргкомитетом конкурса и Международной академией качества и маркетинга муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Аксайского района «Детско - юношеская спортивная школа №1» вошла в 100 лучших организаций дополнительного образования детей России, получив диплом и медаль в номинации «Лучшая ДЮСШ – 2016 года».

В Аксайском районе 90% обучающихся получает образование по общеобразовательным программам. 3% - по программам повышенного уровня, 3% - по коррекционным программам и 4% обучающихся предоставлено углубленное изучение отдельных предметов. Лидерами в реализации профильных программ (программ повышенного уровня) являются гимназия №3, Лицей №1, Аксайская средняя школа №2, из сельских школ такая возможность представлена учащимся Рассветовской  школы. Углубленное изучение отдельных предметов - Аксайская средняя школа №2, Лицей и Аксайская средняя школа №4. Важно подчеркнуть, что успешная реализация профильного обучения во многом зависит от управленческой позиции руководителя образовательного учреждения и качественной подготовки педагогических кадров, способных перестроить свою систему работы в соответствии с профильным обучением. Количество учащихся, охваченных курсами профориентации, ежегодно увеличивается.

В период 2011 - 2017 годы в рамках государственной программы Российской федерации «Доступная среда», государственной программы Ростовской области «Доступная среда» в 10 общеобразовательных организациях Аксайского района созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе:  МБДОУ №4 «Калинка», МБДОУ №12 «Василек», МБДОУ №38 «Радуга» и МБДОУ №6 «Теремок». По итогам реализации пилотного проекта по созданию единого здоровьеохранного образовательного пространства Ростовской области, МБОУ АР гимназии №3 присвоен сертификационный статус Золотого уровня, МБОУ Большелогской СОШ, МБОУ Рассветовской СОШ и МБОУ СОШ №1 ст. Ольгинская – Серебряного уровня.

В 2017 году  5 общеобразовательных учреждения (МБОУ АСОШ № 2, МБОУ СОШ 4, МБОУ Ленинская СОШ, МБОУ Мишкинская СОШ, МБОУ Октябрьская СОШ) оснащены аппаратно-программными комплексами «АРМИС» для проведения профилактических осмотров и мониторинга здоровья детей. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в получении специальной комплексной психолого-медико-педагогической помощи. Их воспитание и обучение требуют особых условий. При работе с такими детьми педагоги опираются на адаптированные образовательные и коррекционно-развивающие программы, которые помогают обеспечить социализацию ребенка, тем самым способствуя достижению конечной цели его обучения и воспитания.

Приоритетными направлениями в рамках реализации инклюзивного образования в организациях Аксайского района остается работа над материально-техническим обеспечением образовательного процесса. В 2016 году школы АР проводили работу по направлениям: разработка рабочих программ по предметам и внеурочной деятельности, проводились методические семинары и совещания. В 2017 году круг направлений реализации инклюзивного обучения значительно расширился. Велась активная работа с родителями, проводились тематические заседания ШМО, педагогические советы. Широкий спектр направлений реализовали МБОУ АР гимназия №3, МБОУ Александровская ООШ, МБОУ Лицей №1, МБОУ Рассветовская СОШ, МБУ ДО ЦТДМ АР. МБОУ АР гимназия №3, МБОУ АСОШ №2, МБОУ СОШ №1 АР, МБОУ Ленинская СОШ являются инновационными площадками в рамках реализации программы «Доступная среда». Сами образовательные организации оценивают свою готовность к реализации инклюзивного обучения в среднем на 41%. Этот показатель не изменился с 2016 года.

 

Педагоги МБОУ СОШ №1 АР, МБОУ АСОШ №2, МБОУ Большелогской СОШ, МБУ ППМСЦ АР активно участвуют в семинарах областного и федерального уровней, направленных на реализацию инклюзивного образования. Это и посещение всероссийского форума директоров инклюзивных школ, и плодотворное сотрудничество участников в работе 3-й областной научно-практической конференции по инклюзивному образованию, и участие в открытом диалоге 2 Международного образовательного форума по изучению проблем и перспектив инклюзивного образования и т.д.

Данное направление развития образования важно и значимо. И конечно, успешность его реализации зависит не только от благоустроенности инфраструктуры зданий, но и, в большей мере, от кадрового потенциала. В районе, на данный момент, всего 36 % педагогов школ, 4,4%!! педагогов учреждений дополнительного образования,  5% дошкольных образовательных организаций прошли необходимую курсовую переподготовку для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

 

 

В 2016-2017 учебном году   Аксайская средняя школа №2 (35 педагогов) и Ленинская средняя школа (35 педагогов) организовали курсы повышения квалификации для своих педагогов по тематике, связанной с инклюзивным образованием. Согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы данный показатель к концу 2017 года в Аксайском районе должен составлять 60%.!!  Поэтому организация переподготовки и повышения квалификации по вопросам образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидности, в общей численности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, является важнейшей задачей в этом учебном году.

В составе педагогических коллективов образовательных организаций района в 2016 – 2017 учебном году работают 1152  педагогических работника, в том числе 710 учителей, 409 работников дошкольных образовательных организаций, 136 работников организаций дополнительного образования детей.

Педагогам новой формации предстоит стать учащимися на протяжении всей жизни и постоянно осваивать инновационные знания, педагогические идеи и технологии, интегрировать и дифференцировать знания, быть полиязычными.

В период с 01 сентября 2016 года по 30 июня 2017 года приняло участие в курсовой подготовке 674 педагогических и руководящих работников образования, что составляет 30 % от общей численности педагогов. Из них прошли профпереподготовку 83 человека. В последние годы педагоги нашего района активно используют возможности дистанционной формы повышения квалификации, около 50% прошедших курсовую подготовку, воспользовались данной формой обучения. МБОУ АР гимназия №3, МБОУ АСОШ №2, МБОУ Ленинская СОШ, МБОУ Лицей №1, МБОУ Большелогская СОШ, МБОУ Рассветовская СОШ, МБОУ СОШ №1 ст. Ольгинская, МБОУ Истоминская ООШ, МБУ ДО АР ДЮСШ №1 организовали курсы повышения квалификации  на базе своих образовательных учреждений по разным тематическим направлениям. Районный методический кабинет, учитывая запросы педагогического сообщества Аксайского района, организовал курсы совместно с «Институтом развития образования» Ярославской области по программе «Система оценивания метапредметных результатов обучающихся начальной школы».

 

Работа с молодыми педагогами

Работа с молодыми специалистами традиционно является одной из самых важных составляющих в работе методической службы образовательных организаций и района.

Работа Управления образования Администрации Аксайского района  в данном направлении носит системный характер. На протяжении многих лет реализуется «План работы с молодыми специалистами», который позволяет повышать уровень профессиональной компетенции молодых специалистов через дифференциацию и оптимальное сочетание видов и форм работы, стимулирование профессиональной творческой активности и стремления к профессиональному росту. Организация диагностики и самодиагностики педагогической деятельности, выездных семинаров в х.Пухляковский, п.Ларазаревское, знакомства с опытом работы наставников, посещение открытых занятий, работа в региональной школе молодого учителя, участие в конкурсах и фестивалях профессионального мастерства  - все это позволяет молодым педагогам лучше адаптироваться в образовательных учреждениях.

На начало 2016-2017 учебного года в базе молодых педагогов Аксайского района (стаж до трех лет) зарегистрировано 122 человека, на конец – 116 (6 % от общей численности педагогических работников образования). Можно сделать вывод, что вся методическая деятельность способствует успешной социально-педагогической и личной адаптации начинающих педагогов, помогает преодолеть возникающие трудности и повысить уровень своей подготовки. Вместе с тем, 24% образовательных организаций района выделяют проблему старения педагогических кадров.

 

Реализации Концепции развития  математического образования в                            Аксайском районе

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.04.2014  № 265 «Об утверждении плана мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации»  методическим кабинетом была разработана дорожная карта  по реализации  Концепции развития  математического образования в Аксайском районе на 2016-2020 года.

Ежегодно  учащиеся всех образовательных организаций участвуют в дистанционных математических олимпиадах и конкурсах. Охват обучающихся 2-10 классов составляет 60%. Традиционно в районе проводится  математический фестиваль «Сумей стать успешным» для учащихся 6-11 классов, в котором принимают участие все образовательные организации.

Каждый год для учителей математики района организуются методические семинары с преподавателями издательства «Легион»  и  изданы учебно-методические пособия «ЕГЭ по математике: готовлюсь самостоятельно», «Повышаем культуру вычисления».

Основными векторами совершенствования математического образования в районе должны стать:

• повышение кадрового потенциала математического образования;

• совершенствование содержания и технологий обучения математике;

• повышения качества результатов итоговой аттестации выпускников и объективности их оценивания;

• активизация и повышение эффективности олимпиадного движения в области математики в районе.

Чайченков Сергей Викторович, учитель информатики МБОУ Грушевской СОШ, стал победителем первой степени во Всероссийском конкурсе «Педагогический успех» в номинации «Педагогические инновации».

 

Реализации Концепции развития  исторического образования в                            Аксайском районе

 

Научной основой содержания школьного исторического образования является Историко-культурный стандарт, который входит в Концепцию нового учебно-методического комплекса по отечественной истории  в условиях внедрения ФГОС основного общего образования.  Творческая группа учителей истории (тьютор  Коробко И.И., учитель МБОУ Ленинской СОШ) решала задачу организационно-методического сопровождения.  Были разработаны  рабочие программы и календарно-тематического планирование  с 6 по 9 класс, приведенные в соответствие с новой периодизацией зарубежной и отечественной истории). Педагоги  образовательной области «Обществознание» принимали активное участие в различных   областных мероприятиях: семинар института повышения квалификации Ростовской области «Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ по истории и обществознанию», совещание законодательного собрания Ростовской области совместно с Советом ректоров вузов РО «1917-2017. Уроки истории». Для повышения качества школьного исторического образования, компетенций  учащихся  Аксайского района были организованы  уроки  «Семья и Отечество в моей жизни», «Уроки местного самоуправления», участие в «Онлайн уроках финансовой грамотности», реализован  проект «Школа грамотного потребителя» и олимпиада  по граждановедческим дисциплинам и избирательному праву и т.д.

 

Реализация федеральной целевой программы «Русский язык» на 2017-2020 годы в Аксайском районе

В рамках  реализации федеральной целевой программы «Русский язык» на 2017-2020 годы рассматриваются важные вопросы, которые касаются использования русского языка как государственного языка Российской Федерации. Согласно программе Аксайский район активно участвует в развитии содержания, форм, методов повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам русского языка (как родного, как неродного, как иностранного). МБОУ Верхнеподпольненская СОШ и МБОУ АСОШ №4 являются областными пилотными площадками реализации ФЦП «Русский язык». Учителя русского языка, литературы и начальных классов  прошли курсы повышения квалификации, регулярно посещают семинары, мастер-классы в рамках данной программы,  принимают активное участие в муниципальном этапе регионального фестиваля «Сохранение языка – сохранение нации». Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина провел дистанционную диагностику профессиональной компетенции, в которой приняло участие 85% учителей начальных классов. В МБОУ Старочеркасской СОШ состоялся литературно-педагогического марафона «Золотое кольцо русской поэзии», организованный институтом повышения квалификации Ростовской области  и районным методическим кабинетом Управления образования в рамках  реализации федеральной целевой программы «Русский язык» на 2017-2020 годы. Его участниками стали  педагоги из Аксайского, Ремонтненского  районов, г. Шахты. Свой музыкально-поэтический салон  «Серебряный век русской поэзии» представила Марина Шкробова, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-1991», г. Москва, руководитель международного проекта «Литературный салон «Верналис».

В Аксайском районе в текущем учебном  году был проведен ряд ежегодных мероприятий, направленных на пропаганду традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества, в том числе с непосредственным участием духовенства. В таких масштабных мероприятиях районного уровня, как «Рождественские встречи», образовательные юношеские Сретенские чтения, муниципальные этапы областного и международного конкурса творческих работ, Всероссийской олимпиаде школьников по ОПК «Русь Святая, храни веру Православную», «День православной книги» приняли участие более 1120 учащихся образовательных организаций района.

26  апреля в  Аксайском районе состоялась областная учительская конференция «Активные формы и методы преподавания предметов духовно- нравственного содержания». Организаторами мероприятия выступали Управление образования администрации Аксайского района, Благочиние Аксайского района, Отдел религиозного образования и катехизации Ростовской - на - Дону епархии. В работе конференции приняли участие 250 человек. Среди приглашенных были руководители образовательных учреждений, заместители руководителей по воспитательной работе, педагоги основ православной культуры, истории, литературы, воспитатели дошкольных образовательных учреждений, педагоги дополнительного образования, работники культуры, представители духовенства Аксайского района.

 

Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах – это одна из задач программы работы с одаренными детьми. Впервые в этом учебном году была проведена межпредметная районная олимпиада «Жемчужина талантов» для учащихся 4 классов, в которой приняли участие обучающиеся 17 школ района. По результатам были определены 23 победителя.  

 

В прошлом учебном году ряд образовательных организаций Аксайского района получил признание своей инновационной деятельности:

  • МБОУ АР гимназия №3  - лауреат-победитель «Открытого публичного Всероссийского смотра-конкурса образовательных организаций» (2017 год);

  • МБОУ Рассветовская СОШ -  лауреат Всероссийского конкурса «Лучшая сельская школа» в рамках  Всероссийского образовательного форума «Проблемы и перспективы современного образования в России»;  лауреат открытого  межрегионального  конкурса «100 престижных школ России»; 2 место в номинации " Информативность" во Всероссийском конкурсе сайтов образовательных организаций в категории " Образовательные организации" (Диплом № 66177750 от 20.06.2017);

  • МБОУ В-Подпольненская СОШ -  лауреат Всероссийского конкурса "Лучшая сельская школа - 2017" (Невская образовательная ассамблея 20-23 апреля 2017 г. Санкт-Петербург);

  • МБОУ СОШ №1 ст. Ольгинская – победитель и призер этнокультурного образовательного проекта «150 культур Дона» в различных номинациях; участник Национального реестра «Ведущие образовательные учреждения России.