Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
На главную

Августовская педагогическая конференция 25-26 августа 2016

18 августа 2016

Муниципальный образовательный комплекс Аксайского района как модель доступного качественного образования.

По традиции, которая насчитывает несколько десятков лет, мы ежегодно собираемся на августовскую конференцию педагогов – на свой большой педагогический совет. Он всегда воспринимается как некий старт нового учебного года!

Сегодняшняя ситуация в стране дала мощный толчок давно назревшим процессам в образовании. Среди них главные - создание общероссийского единого образовательного пространства, развитие воспитательного компонента образовательного процесса и модернизация современного образования.

Чем обеспечивается сегодня модель единого образовательного пространства? Прежде всего, единой стратегией развития, координацией содержательных основ образования и воспитания, едиными подходами к оценке качества образования.

Основные положения стратегии, установленные Президентом и Правительством нашей страны, нашли свое отражение в госпрограмме «Развитие образования Ростовской области», которая, в целом, успешно выполняется и на районном уровне.

Уважаемые коллеги, сегодня на нашем форуме, мы обсудим актуальные направления развития образовательного комплекса Аксайского района в условиях реализации модели доступного качественного образования.

Одним из главных инструментов, обеспечивающих единство образовательного пространства и повышение качества образования, являются федеральные государственные образовательные стандарты.

Все мы знаем - дошкольное образование отнесено к уровням общего. Стандарт дошкольного образования предусматривает требования к кадровым условиям и характеристикам образовательной среды, в том числе взаимодействия педагога с детьми. Он направлен на развитие творческих способностей, инициативности, самостоятельности и ответственности дошкольников. Оценка качества дошкольного образования на сегодняшний день остаётся одной из самых сложных проблем. Несмотря на это, педагогический коллектив каждого детского сада должен проводить оценку качества своей работы, чтобы понимать, на каком этапе достижения целей находится в данный момент дошкольное учреждение.

        Коллеги, одним из критериев качества образования является качество его содержания. Содержание образовательной деятельности в дошкольной организации определяется образовательной программой детского сада. Такая образовательная программа есть в каждом дошкольном  учреждении района. Наиболее качественные и содержательные программы разработаны в детских садах: №2 Буратино, №3 Солнышко, №6 Теремок, №13 Сказка, их структура полностью соответствует федеральным государственным стандартам. 

     И, конечно, внедрение нового стандарта немыслимо без повышения квалификации педагогов. В последние  три года дошкольными учреждениями района была проведена большая организационная работа по обеспечению курсовой переподготовки и повышению квалификации  педагогических кадров в соответствии с ФГОС. Все 100% педагогов, работающих  в детских садах района, прошли курсовую переподготовку. Педагоги дошкольных организаций: №9 «Колосок», №10 «Улыбка», №16 «Дюймовочка», №15 «Буратино» активно используют не только курсовую переподготовку, но и разнообразные формы повышения профессионального уровня в межкурсовой период.

     Хочу отметить, что педагоги дошкольных учреждений активно осваивают информационные технологии, владение которыми, является обязательным, в соответствии с профессиональным стандартом педагога, вступающим в действие с 2018 года.  Становится привычным для воспитателя детского сада иметь персональный сайт, блог, электронное портфолио. Так 35% педагогов детских садов  района ведут персональные сайты, 55% - странички в интернете или блоги, 38% - электронные портфолио.

Наиболее активны в использовании электронных ресурсов педагоги детского сада №3 «Солнышко», №22 «Ромашка», №33 «Колокольчик» и №34 «Ромашка».

    Это позволяет дошкольным работникам более активно и эффективно взаимодействовать между собой, обмениваться опытом по вопросам реализации стандартов в рамках сетевого методического взаимодействия, общаться с родителями воспитанников и коллегами не только своего региона, но и всей России.

Коллеги!

В прошедшем учебном году все 5-е классы перешли на новый стандарт, а общий охват обучающихся по ФГОС на второй ступени составил 58 %! По итогам ежегодного мониторинга ФГОС мы отмечаем, что во всех школах района сформирована необходимая нормативно-правовая база, 100 % педагогов прошли курсовую подготовку, 100 % учащихся школ будут обеспечены учебниками по ФГОС к новому учебному году, повышение квалификации за 3 последних года прошли более одной тысячи пятьсот пятидесяти педагогов района.

     Однако существует ряд проблем при реализации ФГОС, которые требуют от нас, уважаемые коллеги, систематического сопровождения и контроля!

      Стандарт предъявляет сущностно новые требования к материально-техническому и информационному оснащению образовательного процесса, связанные, в частности, с активным использованием участниками образовательного процесса информационно-коммуникационных технологий. Так, все школы  Аксайского района подключены к сети Интернет и системе контент-фильтрации. Однако анализ, проведенный нами, выявил и некоторые проблемы. Это, прежде всего, -  отсутствие комплексного подхода в использовании информационных ресурсов, а также их недостаточное использование их во внеурочной деятельности.

Информационные ресурсы, которыми сейчас располагает каждая школа, необходимо шире использовать в учебном процессе по всем дисциплинам. Применять их во внеклассной работе: на факультативах по углубленному изучению отдельных предметов, на кружковых занятиях по интересам. Отмечаем также, что в некоторых школах недостаточно используются ресурсы учреждений дополнительного образования, организаций культуры и спорта. Коллеги, напоминаю, что дети не должны сидеть за партами после уроков! Именно вторая половина дня способствует разностороннему развитию детей с учетом их склонностей, способностей и интересов.

 Отвечая требованиям современной модели доступного качественного образования, мы должны помнить о детях с особыми образовательными потребностями. В этом учебном году такие дети будут обучаться по новым федеральным стандартам, для них приняты новые САНПины. В тех общеобразовательных школах, где обучаются эти дети, обеспечены условия доступности получения образования: создана универсальная безбарьерная среда, установлено специальное оборудование, работают подготовленные педагоги. Таких школ в районе уже 9. В 2017 году нам предстоит продолжить работу по преобразованию школьного образовательного пространства для комфортного и эффективного совместного обучения детей с особыми образовательными потребностями в свете инклюзивного образования.

         Коллеги! Не менее важным инструментом обеспечения единства образовательного пространства является единая система оценки качества образования с одинаковой шкалой, едиными требованиями и подходами. Прежде всего, это государственная итоговая аттестация. Могу с уверенностью сказать - в 2016 году ЕГЭ в Аксайском районе прошёл объективно и прозрачно, полученные результаты достоверно отражают уровень подготовки выпускников наших школ. На всех экзаменах присутствовали работники Ростобрнадзора, все экзамены прошли в районе без замечаний.

         В 2016 году мы продолжили совместную работу по оснащению пунктов проведения экзаменов в соответствии с установленными федеральными требованиями, а также обеспечили необходимую курсовую подготовку организаторов ЕГЭ, тьюторов, руководителей пунктов и общественных наблюдателей.

В 2016 году единый государственный экзамен проводился по 11 общеобразовательным предметам, по русскому языку и математике в обязательном порядке. Приняли участие в ЕГЭ – 315 человек, средний балл по русскому языку составил 69 баллов. На протяжении трех последних лет стабильные результаты в ЕГЭ по русскому языку показывают ученики Аксайской средней школы №2 и №4, гимназии №3, Лицея №1, Верхнеподпольненской, Ольгинской, Рассветовской и Грушевской средней школы.

Средний балл по математике в районе 4,2 балла (базовый уровень) и 46 баллов (профильный уровень). В этом году высокий балл по математике получили учащиеся из Лицея №1, Аксайской средней школы № 2, Большелогской средней школы и Аксайской средней школы № 4.

Общее количество учащихся в Аксайском районе, набравших по результатам ЕГЭ от 90 до 100 баллов, составляет 18 человек, из них выпускница Лицея № 1 Лазарева Дарья набрала 100 баллов по истории!  

В 2017 году процедура государственной итоговой аттестации существенно усложнится, так выпускники 9 классов будут сдавать уже 4 экзамена. Перед педагогами района стоит задача качественной и систематической подготовки будущих девятиклассников к успешной сдаче экзаменов. 

Стабильные результаты выпускников по итогам государственной аттестации говорят о высоком профессионализме наших педагогов. Так ежегодно учителя района становятся победителями конкурса лучших учителей области и России. В этом году двое наших коллег: Дурова Лилия Ивановна, учитель истории и обществознания гимназии №3 и Цурикова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы Ленинской средней школы, удостоены этой высокой награды!

   Задача, которая стоит перед нами сегодня, – всесторонне и тщательно проанализировать итоги государственной итоговой аттестации в разрезе каждой школы. Результаты ГИА – это инструмент, с помощью которого необходимо скорректировать деятельность школы в целом и работу каждого педагога в отдельности. Своевременное повышение квалификации, стажировки, обмен актуальным опытом, наконец, моральное и материальное стимулирование высоких результатов – вот главные инструменты повышения качества работы наших учителей. Коллеги! Последние годы в свете независимой оценки качества образования интенсивно проводятся международные, национальные, региональные  исследования его качества. Аксайские школы принимают в них активное участие. Одна из новых форм оценки качества образования - всероссийские проверочные работы для обучающихся 4 классов по математике, русскому языку и окружающему миру. Согласно результатам качество освоения образовательных программ учащихся 4 классов по математике и русскому языку в Аксайском районе составляет 98 %.

       Коллеги, нам необходимо провести экспертизу качества сложившейся в школах района  модели промежуточной аттестации учащихся, актуальности форм и методов отслеживания результата, которые применяют педагоги  в образовательном процессе. Важно соблюдать прозрачность, открытость, а самое главное - объективность промежуточной аттестации обучающихся с целью повышения их мотивации и качества образования в целом.

 

Коллеги!

Наш отраслевой закон определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения. Подчеркну – воспитание здесь стоит на первом месте! Однако при этом не стоит забывать, что воспитание любого ребенка начинается в семье, что, прежде всего, родители должны заложить основы духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития личности ребенка. Поэтому нам необходимо существенно изменить модель взаимодействия семьи и школы.

Перед нами стоит задача активного привлечения родителей к участию в совместных мероприятиях с детьми и педагогами. Многие школы активно работают в этом направлении: это гимназия №3, Ольгинская школа, Лицей, Ленинская, Александровская основная, Большелогская, Рассветовская школа. Учитывая занятость современных родителей, педагоги используют информационные технологии: онлайн-консультации и онлайн-собрания на сайтах, интернет-форумы. Давайте видеть в родителях, прежде всего, коллег по воспитанию ваших учеников. Наши родители, может быть, не столь «подкованы» в педагогике, но зато гораздо ближе к ребенку!

Но есть задача воспитания, в решении которой сфера образования должна играть главную роль.  Я имею в виду воспитание российской гражданской идентичности, формирование патриотизма и уважения к своему народу. Актуальность этой задачи, наглядно показали современные политические события в мире.

В 2015 году была утверждена Стратегия воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Стартовала новая государственная программа по патриотическому воспитанию граждан России на период до 2020 года. Эти документы должны найти свое отражение в деятельности образовательных организаций района.

Уважаемые коллеги!  Важным кластером модели доступного образования - является дополнительное образование детей. В нашем районе сохранена развитая структура дополнительного образования - функционирует 5 учреждений дополнительного образования детей. В этом году межшкольный учебный комбинат приобрёл статус учреждения дополнительного образования.

Ежегодно в районных конкурсах и соревнованиях  значительных успехов достигают учащиеся  из Мишкинской, Ольгинской, Аксайской средней школы №2 и №1, гимназии № 3, Ленинской средней школы. Учащиеся спортивных школ ежегодно прославляют наш район на всероссийских и международных соревнованиях, среди них: Лебедь Алина, Островский Родион, Акопян Марлен, Шевцов Игорь, Игнатова Диана! Невозможно в одном докладе перечислить всех талантливых ребят нашего района! Так ежегодно при поддержке Главы Администрации Аксайского района Виталия Ивановича Борзенко более 10 лет в районе действует Межведомственный совет по утверждению и назначению стипендий Главы одаренным учащимся. В этом году число стипендиатов увеличилось с 10 до 14 человек! 43 ученика  стали победителями и призерами муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников. А двое ребят, это ученица гимназии –Кочеревская Мария и ученик Лицея - Махин Артём, стали призерами регионального этапа и участниками всероссийского этапа олимпиады! Важно помнить, уважаемые коллеги, что забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем!

Указ Президента ставит перед нами стратегическую цель – к концу 2018 года охватить дополнительным образованием 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет. Только совместными усилиями школ, организаций дополнительного образования, учреждений культуры и спорта мы можем добиться такого показателя. На нашей дискуссионной площадке для руководителей школ района мы продуктивно обсудили пути решения задачи, поставленной Президентом. В новом году нам предстоит разработать и реализовать модель сетевого взаимодействия образовательных организаций района с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта.

         Уважаемые коллеги!  Задача образования – это не только дать знания, а что более важно – вложить в души детей нравственные ориентиры. Здесь главная роль отводится воспитанию российской гражданской идентичности, патриотизма и уважения к своей стране и народу. Увы, трагические последствия пренебрежения или преднамеренного искажения этих ценностей мы видим сегодня на Украине. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения и возрождение православных традиций нашего народа, без сомнения, является сегодня приоритетным направлением в системе образования Аксайского района.

       В нашем районе более 11 лет ведется серьёзная работа в данном направлении, более четырехсот обучающихся школ района ежегодно принимают самое активное участие в конкурсах духовно-нравственной направленности. Так, в этом году 10 воспитанников детской школы искусств города Аксая стали победителями и призерами Международного конкурса "Красота Божьего мира", а работы Мановицкой  Ангелины и Краснокутской Елены заняли 1 место на Всероссийском уровне!

      Во всех школах района преподается курс «Основы православной культуры», в рамках федеральных государственных образовательных стандартов реализуются курсы: «Доноведение», «История казачества», курс для дошкольников «Истоки». Хотелось бы отметить положительный опыт по реализации духовно-нравственного воспитания Грушевской основной школы, Лицея, гимназии №3, Аксайской средней школы №4, Ольгинской, Большелогской, Рассветовской, Ленинской, Александровской основной школы, детского сада №11 Красная шапочка, №34 Ромашка и №16 Дюймовочка.

     В этом году наши педагоги: Черскова Татьяна Александровна, учитель ОПК Грушевской основной школы и Драницына Светлана Николаевна, учитель ОПК Истоминской основной школы активно представляли актуальный опыт работы на районном и областном уровнях. Хочу подчеркнуть, коллеги, как важно к преподаванию курсов духовно-нравственного содержания привлекать людей опытных, творческих и неравнодушных!

 

Коллеги! Ключевой фигурой реализации модели доступного качественного образования является, конечно, педагог! По словам академика Александра Асмолова: «…новый стандарт — это, прежде всего, стандарт побуждения учителя к обучению»!

  Здесь свое веское слово может сказать Профессиональный стандарт педагога, который в 2018 году должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим деятельность учителя. Живое обсуждение данного документа прошло на районных и школьных педагогических советах, семинарах и совещаниях.       

   Стандарт ставит перед нами задачу перехода на содержательно новый этап – это реализация компетентностного подхода в организации работы методической службы. В этом и заключается инновационная доминанта Концепции дальнейшего развития методической службы района.

   Обращаясь к профессиональному стандарту, важно отметить, что  главное профессиональное качество, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам и воспитанникам – это умение учиться.

   Таким образом, стандарт определяет задачу обновления содержания методической работы в целом,  как на уровне образовательных организаций, так и на уровне района. В новом учебном году решению данного вопроса будет посвящен один из Советов управления образования.

Важный инструмент внедрения профессионального стандарта, повышения качества работы учителей и воспитателей на основе их реальной квалификации – эффективный контракт. Для успешного развития педагогической деятельности нам необходимо связать повышение зарплаты с реальной квалификацией педагога и повышением качества образования!

      В этом учебном году курсовую переподготовку прошли более 64 % педагогических работников Аксайского района. Таких высоких результатов удалось достичь благодаря активному использованию дистанционной формы обучения, благодаря которой обучились 400 педагогов и руководителей нашего района. Данный показатель увеличился за последние три года на 12 %. Рейтинг методических служб района показал, что за последние три года курсовую подготовку прошли 1556 педагогических работника, что составляет  100 %  от их общего количества.

 

 

      Коллеги, инновационная деятельность в образовании является одним   из путей повышения его качества, направленных на преобразование сложившейся практики образования, на решение приоритетных задач. В районе активно развивается сеть инновационных площадок, реализующих актуальные направления модернизации современного образования, которые отражены на слайде. В прошедшем учебном году  образовательные организации района получил признание своей инновационной деятельности, среди них

  • Детский сад №3 «Солнышко» стал лауреатом III Всероссийского конкурса «Восемь жемчужин дошкольного образования России».

  • Ольгинская и Верхнеподпольненская школы - лауреаты Всероссийского конкурса в Санкт-Петербурге «100 лучших школ России»,

  • Рассветовская школа признана лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшая сельская школа – 2016»!

     

   Коллеги! Одним из важных направлений в кадровой работе является привлечение молодых специалистов в образовательные организации района и создание условий их профессионального становления и роста. Здесь есть явные положительные тенденции: впервые за последние годы доля молодых учителей в среднем по району заметно возросла, в 2016 году этот показатель составил 11 %. Наши молодые педагоги принимают активное участие в профессиональных конкурсах: «Учитель года», «Инновации в образовании», «Дебаты» и в течение 7-ти лет становятся победителями и призерами областного конкурса «Педагогический дебют»! Так, в этом году Елдинов Олег Александрович, учитель истории и обществознания Большелогской средней школы, стал  победителем областного конкурса «Учитель года Дона - 2016» в номинации «Педагогический дебют» и лауреатом Всероссийского конкурса в номинации «Молодые учителя»!

Важно осознавать, что с молодежью приходят в учительский коллектив и новые свежие идеи, и стремление изменить к лучшему подход к обучению и воспитанию. Программу «Растим инженера с детского сада» представила коллегам области Гарькуша Марина Александровна, воспитатель детского сада №3 «Солнышко» и стала лауреат областного конкурса «Учитель года Дона -2016» в номинации «Педагог дошкольной организации».

 

 

 

Я с радостью отмечаю, коллеги, что сегодня в этом зале присутствуют молодые специалисты, которые через несколько дней впервые переступят порог школы или детского сада. Пусть это станет доброй традицией – чтобы наши молодые педагоги с самого начала чувствовали свою сопричастность к общему делу, знали, чем живет наше образование и какие новые идеи воплощает!

Коллеги! На сегодняшнем форуме мы с вами определили принципы работы системы образования нашего района на будущий год. Выполнение всех масштабных задач, которые мы перед собой ставим зависит от каждого, кто имеет отношение к образованию.

Высокое качество образования для каждого ребенка начинается на рабочем месте каждого из нас!

        В заключение своего выступления позвольте поблагодарить Главу Администрации Аксайского района Виталия Ивановича Борзенко за постоянное чуткое внимание и помощь в развитии образовательного комплекса нашего района.

        Искренние слова благодарности мы адресуем сегодня Главам наших поселений, которые всегда оказывают адресную и своевременную помощь и поддержку в работе образовательных организаций района.

        Также благодарю всех присутствующих в этом зале, а в вашем лице – всех работников образования района за плодотворную совместную работу. Впереди у нас новые горизонты, мы их обязательно достигнем, ведь у нас сплоченная команда единомышленников, поддержка руководства, и главное – неравнодушные, творческие и квалифицированные педагоги, умелые и опытные управленцы!

С новым учебным годом вас, дорогие коллеги!

                          Начальник УО ААР                                                                                                                                                      В.И.Черноусов

Вернуться к списку