Обычные условия для необычных детей
Обычные условия для необычных детей
В рамках проведения месячника методической работы «Педагогическая весна» в МБУ ДО Центр творчества детей и молодежи 26 марта 2018 года прошел методический семинар «Инклюзивное образование в системе дополнительного образования детей» .
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и развития относится к числу проблем, актуальность которых не утрачивает своего значения. Инклюзивное образование-закономерный этап развития системы образования, относительно новое и перспективное направление педагогической науки. Инклюзивное образование и воспитание детей с различными образовательными возможностями это современная альтернатива традиционному разделению массовой и специальной педагогических систем.
Инклюзивный подход к образованию вызван причинами различного характера. Совокупность их можно обозначить как социальный заказ общества и государства, достигших определенного уровня экономического, культурного и правового развития. Этот этап связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, признанием не только равенства их прав, но и с осознанием своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование.
Инклюзивный подход призван не только обеспечить образовательные результаты, но и способствовать социализации детей с особыми потребностями, внести тем самым преимущества по социальному, нравственному и когнитивному развитию каждого ребенка. В этой связи особенно актуальным является вопрос о том, как управлять развивающей средой в условиях инклюзивного образования и стратегических изменений.
Семинар, в котором приняли участие педагоги дополнительного образования, работающие с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, методисты Центра, заместитель директора Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Аксайского района Лавренова Т.Н. был направлен на изучение вопросов психолого –педагогической, организационно-управленческой и методических компетенций педагогических кадров.
На семинаре Татьяна Николаевна Лавренова знакомила педагогов Центра с особенностями эмоционально-личностного развития детей, особенностями их учебной деятельности, педагоги дополнительного образования Зубкина Т.А., Ведерникова А.М., Нечепуренко К.Я., Садченко Л.Н. делились опытом своей работы по использованию технологий многоуровневой образовательной интеграции и инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Участники семинара отмечали, что дополнительное образование практически без препятствий дает возможность детям с особыми потребностями попробовать свои силы, развивать свои способности и возможности, занимаясь совместно со здоровыми детьми, художественно-эстетической, краеведческой, физкультурно-спортивной, культурно-досуговой и другими видами деятельности. Дополнительное образование – образование через успех. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности переживания каждым ребенком ситуации успеха, что благотворно сказывается на повышении его самооценки, укреплении его личностного достоинства. Особенно важно это для детей, испытывающих трудности в процессе школьного обучения. Кроме того, дополнительное образование позволяет не только дать возможность «особым» детям почувствовать себя полноценными членами общества, но и учит обычных детей сочувствовать, думать о другом человеке, помогать ему, видеть в нем равноценного и равноправного партнера. Этому педагоги Центра уделяют много внимания: проводят беседы, обсуждение совместно просмотренных видеосюжетов, фильмов, передач, тренинги, ролевые игры и совместную проектную деятельность, культурно-досуговые мероприятия. Надежными помощниками педагогов в этой работе становятся родители.
Участники семинара пришли к выводу о том, что самым лучшим в инклюзии является то, что при успешном её проведении выигрывают все. Это и дети с особенностями развития, и без них, педагоги, родители и общество в целом.