«Миссия выполнима!» Совместный поиск новых педагогических идей и технологий
Опыт организации образовательного процесса
в режиме дистанционного обучения
С 23 марта Центр творчества детей и молодежи временно перешел на реализацию дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, предполагающих работу обучающихся в условиях домашней самоизоляции.
Это связано с принятием мер по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции, в соответствии с реализацией Указа Президента РФ от 02.04.2020 № 239», Приказами Министерства просвещения России от 17.03.2020 № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий.
В создавшихся условиях педагогический коллектив Центра творчества постарался наладить с обучающимися детских объединений эффективный, не наносящий вреда здоровью ребёнка, образовательный процесс. Педагогом-психологом Центра Горуновой А.Н. проведена профилактическая работа по стабилизации психологического здоровья обучающихся и педагогов: составлена памятка «Как справиться со страхами», размещены на сайте рекомендации Министерства просвещения РФ, которые адресованы родителям, педагогам и детям, осуществляется работа по психолого-педагогическому сопровождению дистанционного образовательного процесса.
Методисты по учебно-воспитательной работе Чернова Е.В. и Кочетова О.Н. оказали педагогам дополнительного образования методическое сопровождение по корректировке дополнительных общеобразовательных программ, составлению календарно-тематических планов, разработали рекомендации по проведению дистанционного занятия, подготовили рекомендации о том, какие онлайн-ресурсы использовать для обучения, как заботиться о здоровье при работе за компьютером.
Перевод дополнительных общеобразовательных программ в дистанционный формат реализации имеет некоторые ограничения. Прежде всего, это связано с использованием специального оборудования. В Центре был проведен мониторинг технических возможностей, которыми располагают дома каждый обучающийся и педагог, оказана помощь и содействие в выборе наиболее приемлемых электронных средств обучения и общения друг с другом.
Образовательный процесс в формате дистанционного обучения сегодня в детских объединениях Центра осуществляется исходя из возможностей каждого обучающегося и проводится довольно активно большинством педагогов (70%) в созданных группах или на страничках в социальных сетях (ВКонтакте, Instagram,WhatsApp), незначительная часть педагогов (10%) использует Skype, Zoom, некоторые педагоги (20%) проводят занятия по телефону или путем размещения заданий на официальном сайте Центра, часть обучающихся осуществляют учебный процесс в режиме самоподготовки.
С целью эффективной организации образовательного процесса занятия проходят в соответствии с утверждённым расписанием работы детских объединений, что помогает организованно осуществлять работу в удалённой форме обучения.
Обучающиеся детских объединений получают учебный материал в коротких и дидактически продуманных презентациях, видеоролики с техникой выполнения задания, ссылки на образовательные ресурсы в виде интерактивных игр, совершают виртуальные экскурсии; по видеоматериалам изучают различные схемы выполнения изделий из бумаги, соленого теста, приемы вязания, плетения из бисера, рисования, разучивают новый репертуар для выступлений, выполняют творческие задания на развитие математической логики, речи, мелкой моторики; осваивают и закрепляют рекомендуемые педагогами упражнения по хореографии, физической подготовке, социальной безопасности.
Контроль за прохождением программного материала осуществляется педагогами ежедневно, в случаи возникновения проблем педагог оказывает индивидуальную консультацию и помогает ребенку найти пути решения. По результатам текущего контроля отмечаются успехи и достижения, каждому из обучающихся даются соответствующие рекомендации.
Лучший опыт организации образовательного процесса в режиме дистанционного обучения демонстрируют педагоги дополнительного образования, реализующие дополнительные общеобразовательные программы:
- художественной направленности: Стойкова Р.Т. (д/о «Веселые нотки»), ЗубкинаТ.А. (д/о «Страна рукоделия»), Письменская Е.В. (д/о «Мир изобразительного искусства»), Павлова Н.Н. (д/о «Волшебный клубок»), Иванкова Ю.С. (д/о «Азбука лепки», д/о «Занимательное моделирование»), Саркисова С.Е (д/о «Графика»), Показиева А.А. (д/о «Мастерская чудесных самоделок»), Сотникова А.В. (д/о «В мире украшений»), Горунова А.Н. (д/о «Бусинка»);
- туристско-краеведческой направленности: Ведерникова А.М. (д/о «Забавушка»), Садченко Л.Н. (д/о «Поиск»);
- социально-педагогической направленности: Петанян Л.Г. (д/о «Арарат»), Утукина И.В. (д/о «ДЮП «Юные пожарные» , д/о «Лидер»), Кононенко И.В. (д/о «За страницами учебника математики», д/о «Юный математик»), Бунина В.В. («ЮИД «Светофор»), Танюкевич С.В. («Любители»), Гапченко И.А. (д/о «Путешествие в жизнь»), Перелыгина А.А. («Диагональ»), Жмырко И.Е. (д/о «ЮИД «Зеленый свет»);
- физкультурно-спортивной направленности: Нечепуренко К.Я. (д/о «Арсенал»).
Дистанционное обучение не лишило возможности обучающихся детских объединений Центра творчества детей и молодежи участвовать и побеждать
в творческих конкурсах. Обучающиеся доказали, что в домашних условиях вполне возможно заниматься исследованиями и проектной деятельностью. Лидерами участия в конкурсах, лауреатами и призерами различных творческих конкурсов стали обучающиеся детских объединений:
- «Страна рукоделия» (педагог дополнительного образования Зубкина Т.А)- Всероссийский творческий конкурс декоративно-прикладного творчества «Пасха 2020», II Всероссийский творческий конкурс декоративно-прикладного творчества «Космос далекий и близкий», II Всероссийский творческий конкурс прикладного творчества для детей и педагогов «Очаровательный цветок», III Всероссийский творческий конкурс декоративно-прикладного творчества «Весна красна! Весна идет! Весне дорогу!», IV Всероссийский творческий конкурс декоративно-прикладного творчества «Загадки природы», Всероссийский конкурс декоративно-прикладного творчества «9 мая - День Победы», муниципальный конкурс декоративно-прикладного творчества «Пасха радость нам несет»; муниципальный конкурс электронной открытки к 75-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне «День Победы»;
- «Мир изобразительного искусства» (педагог дополнительного образования Письменская Е.В.)-международный конкур «Рисунок», Всероссийский творческий конкурс декоративно-прикладного творчества «Пасха 2020», региональный конкурс, объявленный Ростовским дельфинарием «Дельфины лучшие друзья», муниципальный конкурс декоративно-прикладного творчества «Пасха радость нам несет», муниципальный конкурс электронной открытки к 75-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне «День Победы», городской конкурс «Моя семья»;
- «Забавушка» (педагог дополнительного образования Ведерникова А.М.) - региональная заочная олимпиада «По родным просторам», международный конкурс «Инфоурок об экологии», дистанционный конкурс «Стоп коронавирус»;
- «Поиск» (педагог дополнительного образования Садченко Л.Н.)
- региональная заочная олимпиада «По родным просторам»;
- «Поиск» (педагог дополнительного образования Давыдов С.Е.)
- региональная заочная олимпиада «По родным просторам»;
- «Бусинка» (педагог дополнительного образования Горунова А.Н.)
- международный конкурс фотографии, декоративного и изобразительного искусства "Пасхальный звон", Международный конкурс фотографии, декоративного и изобразительного искусства "Природа вокруг нас»;
- «Фантазия» (педагог дополнительного образования Степаненко И.Л.)
- международный конкурс для детей и молодежи «День Победы-светлый праздник» к 75-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне.
Особенно хочется отметить работу педагогов дополнительного образования с обучающимися по подготовке к празднованию 75-летия Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
В детском объединении «Отрада» педагог дополнительного образования Сенькова О.А. организовала среди обучающихся онлайн-конкурс танца и конкурс чтецов стихотворений о Великой Отечественной войне; в детских объединениях «Страна рукоделия» и «Веселые нотки» педагоги дополнительного образования Зубкина Т.А. и Стойкова Р.Т. провели онлайн- акцию «Песня Победы», в которой дети и родители вместе исполняли песни времен Великой Отечественной войны; в детском объединении «Поиск» педагог дополнительного образования Садченко Л.Н. вместе с обучающимися и родителями провели онлайн-акцию «Свеча памяти»; в детских объединениях «Волшебный мир красок», «Забавушка», «Мир изобразительного искусства», «Графика» педагоги дополнительного образования Николян Г.Е., Ведерникова А.М., Письменская Е.В., Саркисова С.Е. мотивировали обучающихся на участие в конкурсах рисунков о событиях Великой Отечественной войны.
Педагоги дополнительного образования Павлова Н.Н. Зубкина Т.А., Письменская Е.В., Николян Г.Е. Утукина И.В., Даваджиева Т.Г., Давыдов С.Е. Криворучко Е.А. приняли участие в выставке творческих работ педагогов дополнительного образования «Помнит сердце, не забудет никогда».
Дистанционное обучение направлено на совместную работу педагогов, детей и родителей. Благодарим за активность наших родителей, благодаря их поддержке и пониманию, обучающиеся детских объединений Центра смогли быстро и комфортно адаптироваться к новому формату обучения и взаимодействия с педагогами.
Педагогический коллектив Центра творчества детей и молодежи, проводя занятия дистанционно, не забывает повышать свою квалификацию и делиться методическими находками. Педагог дополнительного образования Ведерникова А.М. опубликовала свои авторские материалы с использованием электронных технологий дистанционного обучения на международном портале «Солнечный свет», приняла участие и стала призером Всероссийских творческих конкурсов «Горизонты педагогики» и «День Великой Победы»; педагог дополнительного образования Зубкина Т.А. награждена дипломом международного образовательного портала «Одаренность» за подготовку победителей всероссийских конкурсов декоративно-прикладного творчества; педагог дополнительного образования Стойкова Р.Т. с обучающимися детского объединения «Веселые нотки» первой создала видеоролик с хештегом
# Сидимдома но мывместе#, предложив педагогам последовать её примеру.
Обучая дистанционно, мы обучаемся и совершенствуемся сами.
Завершается период временной самоизоляции, но методические поиски в области дистанционных технологий и методики педагогической работы не прекратятся. Трудности пройдут, а полученный опыт и знания останутся с нами навсегда и будут безусловно использованы в работе.
Заместитель директора по УВР Л.Н. Пухноревич